Довольно долго я не приступала к жанру фантастики, не считая его своим. Но волей случая мне посчастливилось познакомиться с жанром фэнтези.

Это было давно. И мне попалось не что-нибудь, а знаменитые «Хроники Амбера» Роджера Желязны, которые я сейчас перечитываю.

Вообще с этой книгой у меня связаны масса личных воспоминаний. Получилось так, что я открыла для себя жанр фэнтези именно с этой книги. И не просто так, это время когда я впервые, по щиколотку в холодном огне и искрах, проходила с Корвином Лабиринт, моя жизнь также сильно менялась. Просто я об этом еще не догадывалась.

Возможно ли такое, что малая толика волшебства из мира Амбера коснулась и моей судьбы?

Как по мне, так лучше читать книгу целиком, за один присест. Если уже делать перерывы, то нечасто. Мне так было легче не отрываться и следить за быстро сменяющимися событиями.

Девять принцев Амбера — это только первая книга серии. Вообще в «Хрониках» первые пять книг посвящены истории Корвина.

До Хроник я тоже ничего не слышала про Роджера Желязны, хотя как-то у знакомых дома на корешках попадалось такое имя.

В первой книге серии мы вместе с Корвином будем пытаться пробиться через потерю памяти, узнать кто он такой, с каждой страницей погружаясь в удивительный мир, полный чудес и загадок, живущий своей волшебной жизнью.⠀

Нам предстоит узнать что это — Амбер.⠀

Как я уже позже узнала, достаточно сильно впечатление от книги зависит от перевода. Я читала в переводе «И Тогоева».

Нашла вот такой обзор переводов.

Самое начало — место где Корвин очнулся в клинике, мне показалось немного неубедительным что ли. Возможно это из-за отличия американского и российского стиля жизни

Но дальше, постепенно, шаг за шагом, все быстрей я увлеклась путешествием в что-то совершенно для меня на тот момент непривычное.

Нет, вы не подумайте, что я до этого совсем не знала про существование таких жанров. Просто именно в то время меня как говорится «захватило».

Меня всегда увлекали «сказочные» произведения с немного другим колоритом. Мне нравились различные истории про Дракулу.

С детства очень нравилась серия «Дом Ужасов Хаммера» (Hammer House of Horror).

Тут же было все иначе — огромный, бесконечный мир Амбера и Отражений (Теней), семейные интриги и тайны. Мужчины и женщины в исторических костюмах, в драгоценностях, с блестящим холодным оружием. Улыбающиеся, смеющиеся и опасные.

Путешествия в совершенно необычных местах, сражения. И в то же время все так похоже на какой-то сериал про нашу обычную жизнь.

Про описания нужно добавить отдельно.

Не помню, говорила ли я вам — описания, особенно внешности, — очень важный для меня момент.

Насколько бы ни была хороша книга, какую бы популярность она не имела — если в ней нет подробных описаний — для меня это минус.

Да, когда я читаю, часто видно, что описания, даже если автор их умеет делать, — не важны именно для конкретного произведения, все же я всегда чувствую произведение уже немного не досказанным что ли.

В Хрониках же, пусть местами описания тоже опущены, например, по моему ощущению — описания битв сделаны больше эмоционально, чем батально. Но там, где окружение описано — это сделано бесподобно.

Описания в книге поражают, их нужно читать внимательно, мысленно расставляя окружение вокруг героя. Как будто готовишь театральную сцену или прорисовываешь сцену для фильма. И только тогда получается эффект погружения.⠀⠀

«направляясь к дому по подъездной аллее, окруженной мрачными дубами и яркими кленами. Листья шуршали под ногами, ветер забирался под ворот и холодил свежевыбритую шею. Аромат лосьона смешивался с затхлым запахом гниющей листвы, исходившим от увитых плющом старых кирпичных стен»

«На полу — мозаика из мелких плиток кремового и бирюзового цвета, стены отделаны красным деревом, слева — огромное кашпо, откуда свисали пышные побеги какого-то растения с огромными зелеными листьями. Под потолком — куб из стекла и эмали, из которого вниз лился желтый водопад света.»

«У стола сидела женщина в платье цвета морской волны, с узким глубоким вырезом и широким воротником. Длинные волосы и пышная челка были цвета облаков на закате или, может быть, напоминали тот ореол, что окружает пламя свечи в темной комнате; я почему-то знал, что это их естественный цвет. Глаза за стеклами очков, которые ей, по-моему, совершенно не требовались, были пронзительно-голубыми, как воды озера Эри безоблачным летним днем. На губах, вполне подходящих под цвет волос, играла сдержанная улыбка.»

«Над лесом стлался туман; серый, холодный и очень сырой, он сплошной пеленой окутывал вершины невысоких, уродливо искривленных деревьев. Их черные ветви переплетались, как руки борцов. Между ветвями мелькали какие-то черные твари, но не птицы, а, судя по подпрыгивающему полету, летучие мыши. От этого леса словно исходило что-то неясное, мерзкое, недоброе. Я никак не мог понять, что именно там происходит»

У хроник своеобразная атмосфера. Тут нет места грандиозности и величественности, ты не читаешь о приключениях супермена, пробивающего огромным мечом стены. Нет, вместо этого приходит ощущение обычного человека, попавшего в необычное окружение.

Внимательный читатель найдет массу нестыковок особенно в первых двух книгах. Не похоже что Желязны досконально прорабатывал мир Хроник с самого начала. Но я думаю это и не то произведение, чтобы искать однозначные четкие связи между событиями книг.

Я на протяжении книги плыла по повествованию, впитывая в первую очередь эмоции, проникаясь тем состоянием, которое на конкретный момент захватывало Корвина.

Хроники так же далеки от экшена. Тут нет подробных описаний боев, много времени отводится разговорам между персонажами. Причем местами по содержанию разговоров можно было бы написать отдельные ответвления от хроник. Но Желязны оставляет массу вещей недорассказанными.

«Я плыл, я двигался к Авалону. Я жил там давно, много столетий назад. Долгая это история, в ней переплелись и боль, и гордость… Может быть, когда-нибудь я расскажу об этом, если сумею дожить…»

Тем не менее в Хрониках происходит множество событий. И по мере погружения, проникаешься ритмом повествования.

Различные сражения, присущие данному жанру не акцентируют на себе внимание и служат лишь дополнением. В атмосфере книги смотрелись бы совершенно неуместными подробные описания схваток и подробные кровавые сцены баталий.

Тем не менее складывается впечатление, что сражений в книгах более чем достаточно.

Корвин, не совсем обычный человек, как и вся его семья. Вначале он не помнит этого. Он не понимает что за интриги плетутся вокруг него. Но оказывается внутри всех этих событий.

Он пытается вспомнить — сколько ему лет.

«Я видел похожую на пергамент кожу мертвых узников Аушвица, их конечности, похожие на палки. Я присутствовал на суде в Нюрнберге, я помнил это. Я слышал голос Стивена Спендера, читающего свою «Вену»; я видел мамашу Кураж на сцене в ночь премьеры брехтовского спектакля; я видел, как ракеты выползают вверх из своих металлических гнезд: Пенемюнде, Ванденберг, мыс Кеннеди, Кызылкум в Казахстане… собственными руками я касался Великой Китайской стены. Мы пили пиво и вино, и Шахпур сам сказал мне, что мертвецки пьян. Забравшись в зеленые леса Западной резервации, я за один день снял три скальпа. Я мурлыкал песенку, когда мы маршировали в колонне. Я вспомнил ее начало: «Aupres de la Blonde»»

Какое-то время, несмотря на некоторые эмоциональные рефлексии, Корвин позволяет себе использовать других в своих целях.

«я отыскал племя вполне похожих на людей существ — с покрытыми густой шерстью телами, темнокожих, клыкастых, с когтистыми пальцами. И примерно столь же умных, как ученики в средней школе. Простите, детки, это значит, что они были верными, любопытными и доверчивыми, в самый раз, чтобы пара изощренных мерзавцев вроде нас с Блейзом из них веревки вила. Я себя чувствовал, как диск-жокей за пультом.»

И мне очень понравилось, что дальше Корвин хотя бы пытается быть ближе к такому понятию как «обычный человек». Конечно насколько это применимо.

И дальше он столкнется с силами, которые так же пренебрежительно относятся к нему.

Мы вместе с ним пройдем через битвы и поражения, узнаем о его многочисленных братьях и сестрах, столкнемся с проявлениями могущественных сил, узнаем — желает ли Корвин заполучить трон и получится ли ему добиться желаемого.

«— Все дороги ведут в Амбер, — сказал он, как будто это была аксиомой.»⠀

«… я люблю библиотеки. Мне в них очень уютно, и я всегда чувствую себя в полной безопасности за стеной слов, красивых и мудрых. Я всегда чувствую себя лучше, когда сознаю, что в мире осталось еще что-то, сдерживающее в нем все самое плохое.»⠀

«Струя крови алым туманом, растворявшимся в зеленоватом свете, окутала его. Мелькнула совершенно безумная мысль: жаль, что здесь нет Ван Гога, чтобы запечатлеть эти краски.

… и вдруг я осознал, что действительно был знаком с печальным⠀безумцем Винсентом Ван Гогом и мне действительно очень жаль, что он не может сейчас запечатлеть все это.»⠀

«Я улыбнулся. Хорошая мина желательна при любой игре.»⠀

«Амбер, самый величественный город, который когда-либо был или будет. Амбер был всегда и пребудет вовеки; любой другой город в любой точке времени и пространства — лишь отражение, бледная тень одного из мгновений жизни Амбера. Амбер, Амбер, Амбер… Я помню тебя. И никогда не забуду. Видимо, где-то в самой глубине моей души всегда жила память о тебе …»⠀

«Надо действовать. Сильное желание в сочетании с активностью дают порой неплохие результаты, знаешь ли.»