Привет, друзья! 

Сегодня у меня довольно сложная задача — описать книгу «Осень патриарха» Габриэля Гарсии Маркеса. 

Писателя я читала впервые, специально отобрав заранее из нескольких его книг, выбрала эту.

Прочитав столь сложное произведение, сложность которого определяется как нагромождением описаний в каждом предложении, так и его моральным давлением на читателя (слишком много крови, пакостей, гнили и т.п.), я могу сказать, что это действительно самое тяжелое из того, что я пока читала.

габриэль гарсиа маркес

Габриэль Гарсия Маркес

Колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Представитель литературного направления "Магический реализм".

Магический реализм - это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира.

По мне, так очень сложно оказалось уловить ту грань в произведении, где реальность соприкасается с магией и небылицами.

Значит, писатель постарался на славу. Почти в каждом предложении от нас ускользает нить реальности, переходящая в преувеличение и сказку. 

Это жутко интересно! Распознать — где быль, а где — небыль. Где правда и латино-американский беспредел, а где-сказка. 

Так и должно быть в хорошем произведении — думайте сами, решайте сами. 

Просто неописуемо. 

Ты пытаешься второй раз прочесть, только что представшее перед тобой предложение, чтобы разобраться с ним получше, но тебе это не удастся и со второй попытки. Но вот когда удастся …

В произведении чересчур много жестокости, несправедливости, представляющих жизнь простого народа, с одной стороны. И, в противопоставление, жизнь и старость правящего человека с другой.

Стоять выше всех — это не всегда значит полную свободу действий со стороны властвующего. 

Человек, который правит вовсе не всегда знает что происходит в его стране с людьми, детьми и том, как все они живут. 

Все это показано на примере пожилого человека, получившего власть когда-то так давно, что никто точно не помнит когда именно. 

Действия ведутся то в прошедшем, то в будущем времени, меняясь местами, словно нарочно запутывая читателя. 

Повествование ведется от лица народа, созданное и донесенное до нас как сплетни и воспоминания.

Прообразом диктатора стали реальные главы государств, включая и саму Латинскую Америку. Жизнь патриарха стала обобщением жизни всех реально существовавших тиранов.

Власть преподнесена нам с большим преувеличением, в гротескной и абсурдной форме. 

Известно только, что патриарх родился в первой половине 19 века, правил невероятно долго — не менее века. 

Сам рассказ сложен из сплетен, историй, легенд от простого народа. Здесь сложно отличить правду от вымысла. 

Очень интересно — как не пытайся разгадать момент перехода жизненной правды в сказку, всё равно это не удастся. 

Автор пытается разобраться чем хороша и чем плоха власть, но известно одно — расплата будет. 

Он всегда в одиночестве. Даже имея всё на свете, невозможно быть счастливым.

Потому что преуспев в одном, теряешь что-то другое. То, что ценнее всего на свете.

Сильный когда-то правитель теперь уже довольно престарелый и поэтому во многом слабый. Словно маленький ребенок человек, привязанный к своей матери. Он часто обращается именно к ней. 

Отношение патриарха к своей матери особое, это видно. Почти на каждом новом листе, в каждом предложении произведения имеется обращение к Бенденсьон Альворадо — матери главного героя. 

Она — как олицетворение великого ума и ясности всех людей, что на самом деле было не совсем и так.

Вероятно, она была для патриарха нечто большем, чем просто мать. 

Он спрашивал у нее совета, всякий раз пребывая в растерянности и незнании о том, что происходит за пределами своего местопребывания. 

Он обращался к ней много, слишком много, давая нам понять, как много она значила для него.

Интересные фразы из книги:

  • Абсолютно всё решал сам, как бывало, в первые годы своего пребывания у власти…
  • Так получалось благодаря историкам нашего отечества, благодаря сочинителям нашей истории, переплетавшим нити истины с нитями лжи, дабы никто не мог узнать тайну его происхождения;
  • Он страшился узнать то, что мы прекрасно знали: что жизнь трудна и быстротечна, но что другой нет! Мы не страшились этой единственно подлинной жизни, потому что знали, кто мы такие, а он остался в неведении и относительно себя, и относительно нас…
  • Никогда не будет хозяином всей своей власти, никогда не охватит всей жизни, ибо обречен на познание лишь одной тыльной стороны…
  • Стал догадываться, что люди не живут, а существуют…

Возможно, книгу должны прочитать все люди, кто находится у власти. (Ну да, конечно …) 

Однажды познав власть, невозможно остановиться. Насытиться ею не возможно 

Но, чем дальше, тем хуже. Она незаметно поглощает, а затем и уничтожает человека, не оставляя ничего человеческого. 

Захочешь остановиться, поймешь, но будет слишком поздно. Она уже сыграет с тобой злую шутку. 

Человека, стоящего у власти, то любят, то ненавидят. Порой можно испытывать к нему чувство глубокой жалости. 

Но если представить всё то, что было исполнено крови, жизнями тысячи людей и всем тем, что и представить простому человеку страшно, то этот ужас его свершений перевесит и будешь уже желать ему всего того отвратного, что накопилось уже только при одном только упоминании о нем.

В книге я не нашла имени патриарха, но возможно это и не нужно, ведь задумка автора более, чем понятна.  

Это наука жизни в самом ее чистом виде.

И даже в вымышленном. 

Лично я так и не смогла разглядеть между строк — где здесь правда, а где сказка.

Пока читать произведение у меня больше нет желания. Слишком уж оно громоздкое по своему содержанию и преподносимой информации. 

Приходилось читать каждый день по-немногу, что бы хоть как-то успеть переварить прочитанное.

Читать его целый день, чтобы за раз прочесть — думаю оно на это не рассчитано и вряд ли у кого-то так выйдет. 

Слишком насыщенный будет вкус и послевкусие. Это может оттолкнуть от автора, а я бы этого не хотела, так как собираюсь у Габриэля Гарсия Маркеса прочитать ещё ряд книг. 

Если Вы читали «Осень патриарха», то наверняка, знакомы с ощущением радости, что книга прочитана.

И вот я на последнем абзаце. И мне не стыдно сказать, что я очень радовалась, когда все закончилось. 

Это значит, что прочитанное нашло свой отпечаток в моей душе, задело и я с большой легкостью продолжу дальше читать любые другие, не менее известные книги. 

Также это говорит о том, что Маркес был одним из самых гениальных писателей нашего времени. 

Не перестану удивляться его таланту, вспоминая книгу. 

Даже зная, что писал он её не один год и верил в магию реальной жизни, как он сам признался в одном из интервью — понять было не легко. 

Думаю, что даже второго раза не хватит, чтобы понять как он мыслил и найти зацепку к разгадке всего нереально-реального из его произведения. 

Я в восторге. 

Даже не могу подобрать определение в каком именно.
Не сейчас, не сразу, но обязательно вернусь к этой книге. И думается мне — не раз.

Света.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *